АКПП Audi / VW 09D, AW TR-60SN
Эту 6-ступенчатую АКПП TR60-SN (09D по VAG) Айсин разработала и в 2003-м году запустила в серию для заднеприводных Porsche Cayenne с двигателем от 4-х литров.
Разработана одновременно с первым 6-ступенчатым автоматом для переднеприводных авто - TF60-SN и опробована с 2001-го года на 2-х литровой Altezza на японских дорогах.
Эта трансмиссия должна была застолбить свое первенство в мире для люксовых брендов типа Порш, VW-Ауди, Лексус и стать конкурентом новым 6-ступенчатым трансмиссиям ZF6HP. Но это получилось только отчасти. Ауди используют 09D для внедорожников Q7 с дизелями от 3-х до 4.2 л, но только на ограниченной серии и только потому что имела определенные обязанности. После выхода немецкой серии ZF6HP, Ауди полностью отдалась во власть 6HP26 -32.
Но не потому что айсиновский автомат оказался неудачным, а скорее из-за того, что настройки его были выполнены с японской осторожностью и "недемократичностью". TR60SN претендовал на лидерство в сегменте "неубиваемых" и не позволял с пробуксовкой колес рвать машину с места - того, что предложили инженеры ZF6HP. TR60-SN была рассчитана скорее на богатых и привязанных к своим коням, а не на богатых и легко меняющих загнанных коней.
Поэтому Фольксваген выбрал ее для всех Touareg-ов, с двигателями от 2.7л (дизель) до 6л. Наиболее частыми клиентами в ремонте детских болезней этой АКПП являются именно Туареги 3.2л - 4.2л до 2006 года. C 2011 года уже отработанный 09D устанавливают и на Тигуаны с двигателями от 2л до 3.6л.
С айсиновским именем AW TR-60SN Тойота устанавливает с 2007-го года на мощные (свыше 4.6л) задне- и полно-приводные внедорожники Лексус и Лэндкруизер. Существует несколько под-модификаций этой трансмиссии для своего класса крутящего момента, отличающихся планетарными рядами, количеством фрикционов и стальных дисков, размерами некоторых узлов и деталей. В 2009-м году её сменила 8-ми ступенчатая родственница TR80-SD.
Эта трансмиссия была спроектирована японской Айсин чтобы стать "неубиваемой", как и все ее заднеприводные АКПП. Но каждый автопроизводитель настраивал свой ТСМ (компьютер акпп) "демократично", чтобы дать возможность водителю самому решать с помощью педалей - беречь автомат или не жалея жечь фрикционы сцеплений и гидротрансформатора, продавливая педалью газа пол машины. Особенно "демократичными" оказались компьютерщики Фольксвагена.
Замена масла и фильтра
Масла в саму коробку входит ок. 9 литров. Остальное - приходится на радиатор. Каждый автопроизводитель использует свое масло (G055025A2) и под него производит все настройки ТСМ и гидроблока. Рекомендуется делать частичную смену масла каждые 40-60 ткм после окончания гарантии. Коробка может принять и тойотовское масло WS - эта трансмиссия не так капризна к маслу как ZF6HP, здесь даже фильтр - многоразовый с металлической сеткой. Масло проверяется по переливному отверстию поддона (+40°С) и меняется тем же способом, как и у более распространенного в сервисах TF60-SN. Масляный фильтр с металлической сеткой - №136010 закрытый, не промывается и после 150-200 ткм часто планово заменяется, если конечно фрикционы не сгорели раньше. Входит в типичный заказ при капремонте. Мастера рекомендуют в пару к этому фильтру для возрастной машины устанавливать магистральный фильтр тонкой очистки - 100019. Подробнее - здесь. |
Детали для переборки и капремонта
Подобрать ремкомплекты - нажми клавишу слева.
В полный комплект для переборки коробки мастера обычно включают: фильтр масла — 136010, Мастеркит — 136007, вскрытие может потребовать замены втулок — 136030. (ниже)
Для переборки всегда заказывают Ремкомплект прокладок и сальников - №136002. Если машина долго нагружалась с изношенными кольцами, то горят фрикционы и от температуры дубеют резиновые уплотнения. Ремкомплекты чаще заказывают комплектации Precision или более бюджетный, но достаточно качественный АТОК. Обязательно сдают гидротрансформатор в ремонт для замены изношенного фрикциона блокировки - 136001. |
|
Капремонт всегда производят с заменой фрикционов всем комплектом — 136003. Чаще всего используют неоригинал. Бюджетный ремонт делают с заменой дисков только сгоревших пакетов К1, К2, В1. Пакеты сцепления горят (со стальными дисками) в основном из-за недостатка давления. Причиной этого называют чаще всего забитый гидроблок, соленоиды и уплотнения\втулки и выражается это в проскальзывании пакетов под нагрузкой, или задержками с включением передач. Наиболее часто горят фрикционы 3-х пакетов: пакета К1 - 136106A и с ними - стальные диски 136126A. На втором месте по износу - диски пакета К2 136104 - 136124. И пакеты пакета В1 - 136110-136130. В два раза реже меняют расходники пакетов К3 и В2. И меняют их с заменой всего комплекта фрикционных дисков - №136003. Для полной переборки со сгоревшим маслом заказывают Полный комплект прокладок, сальников фрикционов и стальных дисков — Мастеркит 136007. Если при разборке оказываются «съеденными» или провернутыми хотя бы 2-3 втулки, то меняют их всем комплектом — 136030, чтобы продлить гарантированный ресурс работы автомата еще на несколько лет. |
|
Гидроблок последних лет выпуска достаточно надежен, требуется профилактическая чистка и переборка. Иногда помогает перевтуливать соленоиды, и это на время решает проблему. Опытные мастера заказывают для восстановления соленоидов набор для ремонта соленоидов Айсин - №136419.
В гидроблоке TR-60SN часто первым выходит из строя соленоид блокировки гидротрансформатора (ТСС) - №136421 или - 136431. На замену соленоидов решаются мастера после диагностики на стенде и тестирования вакуумом гидроплиты, когда все остальные действия не дали результата. В плите есть еще 2 on/off соленоида-клапана (88 и 89), которые мало беспокоят своими проблемами и после промывки работают еще один срок до следующего капремонта. (подробнее о PWM-соленоидах). |
|
Гидроблок чистят с заменой прокладок (136320). Гидроблоки первых поколений 6-ступенчатых АКПП имели свои "детские" болезни. В основном связанные с настройками ТСМ. Проявлялось это проблемами в переключении передач после пробегов ок. 100 ткм. Причем срок появления проблем и их тип сильно зависел от настроек компьютера и манеры вождения автомобиля. Износ и загрязнение соленоидов и клапанов гидроплиты приводил к нештатной работе системы и как следствие к проблемной работе пакета К1, отвечающего за переключение с 1-й по 4-ю скорости. TR60-SN имеет модифицированную гидроплиту от переднеприводного брата TF60-SN. Еще несколько лет после выпуска гидроблоки активно модифицировались, перепрограммировались, исправляя типичную для тех лет болезнь: быстрый износ каналов, протечки масла, и как следствие - падение давления в системе. Из-за недостатка которого уже страдали втулки и само "железо". В основном гидроблоки производства с 2003 по 2006 гг. после вырабатывания своего небольшого (ок. 160-200 ткм) ресурса просто заменяют. Более поздние модификации при своевременном обслуживании легко работают всю жизнь автомобиля. |
|
Прокладку поддона - № 136300 заказывают в каждом случае работы с 09D. Входит в ремкомплект, но часто заказывается отдельно для локальных ремонтов гидроблока и замены подтекающих сальников и втулки насоса. Но чаще мастера заказывают для переборки полный комплект втулок 136030. Для бюджетной переборки, чтобы оттянуть время капремонта покупают один комплект тефлоновых колец — 136199. |
|
В комплект часто заказываемых расходников бюджетного ремонта привычно входит Сальник (манжета) насоса (№136070A) и сальник хвостовика 136074A. В первых моделях слабым местом была втулка насоса. В поздних модификациях АКПП TR-60SN втулки насоса были заменены на подшипники и несколько изменена конструкция статора. Меняют вместе с ремонтом гидротрансформатора - 136001. |
|
Механическая часть этой АКПП от японской Айсин - привычно надежна для всех заднеприводных автомобилей, а электрика имеет все особенности, свойственные первым 6-ступенчатым АКПП 2000-2003 годов, и особенно родственной трансмиссии TF60-SN (подробнее). Иногда причиной неполадок является проводка соленоидов - 136446 |
|
В возрастных автоматах мастера часто устанавливают внешний фильтр тонкой очистки - 100019, Магистральный фильтр помогает держать масло чистым и уменьшает износ узлов трения. Это особенно рекомендуется всем автоматам, у которых штатный фильтр имеет металлическую сетку. Такой фильтр кроме мелкодисперсной пыли от фрикционов удерживает также и клеевую основу фрикциона, в случае когда накладка стирается до самого основания. Что защищает соленоиды и клапана гидроблока от зависания и износа. Кроме того внутри есть магнит, удерживающий железную пыль и перепускной клапан, который срабатывает если фильтр много лет не менялся и забился напрочь грязью. Такой фильтр стоит менять каждый год или раз в 10 ткм. Подробнее - здесь. |
Гидроблок 09D для всех автомобилей был принципиально модифицирован в конце 2005 года и настройки компьютера серьезно увеличили его ресурс.
Клапанные плиты отличаются по годам выпуска (до 2005 г. и после) по добавочным датчикам-включателям давления (Pressure Switch - слева), а также по наличию TURBO (Порше).
Достаточно часто идут в ремонт гидроблоки для Туарегов. И тоже различаются по мощности двигателя. Для Туарегов 4.6л - своя клапанная плита.
Для этих АКПП мастера настоятельно рекомендуют различные мероприятия по улучшению охлаждения акпп, например - установку дополнительного радиатора (для некоторых моделей, где штатный радиатор не справляется и коробка каждое лето перегревается, стоит проверить исправность штатного термостата).
Также агрессивным водителям рекомендуется регулярно проверять масло и менять его как только оно потемнеет и потеряет прозрачность.
Японские автомобили с этой трансмиссией запрограммированы аккуратнее, охлаждения им вполне хватает, а настройки электроники ограничивают возможности водителя зажигать на горных дорогах и успешно предохраняют масло от перегрева свыше 120 градусов и слишком быстрого износа фрикциона блокировки муфты.
Точные цены и наличие запчастей для АКПП можно посмотреть в Интернет-магазине, нажав номер нужной позиции выделенный оранжевым фоном.
На каких авто устанавливалось это семейство АКПП:
Авто | Модель | Год выпуска | Страна сборки | Двигатель | Модель | Альтернативное имя | |
VOLKSWAGEN | TOUAREG | 02-11 | RUS SVK | 6 SP AWD | V6 2.7, 3.0, 3.2, 3.6, L5 2.5, V6 2.7, V8 4.2, 5.0 | 09D | AISIN TR60SN |
AUDI | Q7 | 05-2010 | BIH SVK | 6 SP R/AWD | V6 3.6L V8 4.2L | 09D | TR60SN |
LEXUS | GS460 | 09-.. | JPN | 6 SP AWD | V8 4.6L | TR60-SN | |
LEXUS | IS | 07-.. | JPN | 6 SP RWD | V8 5.0L | TR60SN | |
LEXUS | LX570 | 08-.. | JPN | 5 SP AWD | V8 4.7L | TR60SN | |
PORSCHE | CAYENNE | 03-2007 | DEU | 6 SP R/AWD | V6 3.0L 3.2L 3.6L V8 4.5L 4.8L | TR60SN | |
TOYOTA | ALTEZZA | 01 | JPN | 6 SP RWD | V6 2.0L | TR60SN | |
TOYOTA | HILUX SURF | 09-.. | JPN | 6 SP R/AWD | V8 4.6L | TR60SN | |
TOYOTA | LAND CRUISER | 07-.. | JPN | 6 SP AWD | V8 4.6L 5.7L | TR60SN |
Актуальную цену и наличие - можно узнать, нажав номер детали.
Полное наименование | Код, узнать наличие\цену |
Диагностика и ремонт гидротрансформатора АКПП TR60SN/09D | 136001 |
Комплект Прокладок и Сальников без поршней, TR60SN/ 09D , Touareg, Phaeton VW, AUDI, PORSCHE, 2002-up (K79900J),(Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit)-входят 2 прокладки гидроблока, они подходят на | 136002 |
Комплект фрикционных дисков, TR60SN/09D Touareg, Phaeton 2003-Up | 136003 |
Комплект Стальных дисков, AW-TR60SN Touareg, Phaeton 2004-Up | 136004 |
Мастеркит TR60SN/09D Touareg/Phaeton 04+ (Комплект прокладок и сальников, всех фрикционов и сталей, без обрезиненных поршней) Master Kit, состоит из 136002-TK + 136004 + 136003 | 136007 |
Фильтр АКПП, TR60SN/09D VW/Audi/Porsche 2003-Up | 136010A |
Комплект (9 шт) бронзовых втулок, TR60SN/09D, Bushing Kit, 2004-Up | 136030A |
Комплект (11 шт) биметаллических разрезных втулок, TR60SN/09D, Bushing Kit, 2004-Up | 136030 |
Сальник/манжета насоса, TR60SN/09D [62.3x44x8] (входит в состав ремкомплекта прокладок и сальников) 2004-up | 136070A |
Сальник (манжета) насоса, TR60SN(09D) (62x44x7,3) 2004-Up | 136070B |
Сальник выходного вала, Seal, TR60SN/09D Extension Housing (72.5x42x15.2), 2003-up, NOK | 136074A |
Фрикционный Диск, TR60SN/09D K-3 Clutch [36Tx2,0x170] 2003-Up | 136100A |
Фрикционный Диск, TR60SN/09D K-2 Clutch [42Tx2,0x137] 2003-Up | 136104A |
Фрикционный Диск, TR60SN/09D K-1 Clutch [40Tx2,0x165] 2003-Up | 136106A |
Фрикционный Диск, TR60SN/09D B-1 Clutch [48Tx2,0x195] 2003-Up | 136110A |
Фрикционный Диск TR60SN/09D B-2 Clutch [50Tx1,8x173] 2003-Up | 136116A |
Стальной диск, TR60SN/09D K-3 Clutch [36T x 2 x 145,92] 2003-Up | 136120B |
Стальной диск, TR60SN/09D K-2 Clutch (36Тх2,0х114) 2003-Up | 136124A |
Стальной диск, TR60SN/09D K-1 Clutch (36Тх2,0х150) 2003-Up | 136126A |
Стальной диск, TR60SN/09D B-1 Clutch [10Tx169,95x2,1] 2003-Up | 136130A |
Комплект компрессионных колец из 10-ти штук, тефлон, (входят в ремкомплект ...002) TR-60SN | 136199AK |
Комплект компрессионных колец из 13-ти штук, тефлон, (входят в ремкомплект ...002) TR-60SN | 136199K |
Прокладка поддона, TR60SN/09D (входит в состав ремкомплекта прокладок и сальников) VW/Audi/Porsche 2003-Up | 136300 |
Комплект прокладок гидроблока TR60SN/09D, Valve Body KIT (входят в ремкомплект ...002) | 136320K |
Набор инструментов для ремонта(очистки) соленоидов с Большим Корпусом AW09D/G/55-50/TF60/80 (10 предметов без втулок) | 136419KA |
Набор (6 шт) втулок для ремонта соленоидов, AW09D/G/55-50/TF60/80 Bushing set | 136419R |
Набор инструмента +12 втулок, для ремонта соленоидов, AW09D/G/55-50/TF60/80 (12 Bushes, 1 Reamer, 1Tool) Aisin SL Solenoid Bush and Reamer Kit | 136419 |
(Заказывайте по позиции 134421A-AF) Соленоид-Электроклапан переключения пакетов скоростей, Solenoid Shift "A"/ "В" ON-OFF (№88/№89), 09G/TF-60SN/09K/TF-61SN/09M/TF-62SN, 2003-up | 136421A |
Соленоид-Электроклапан блокировки гидротрансформатора, Solenoid Lock-up (TCC Linear №52-0488) N91, с черным разъемом (желтый разъём-замена), TF60SN/TF61SN/09G/09K/09D, 2002-13 | 136421 |
Соленоид-Электроклапан линейного давления Solenoid EPC Pressure control solenoid(PWM) (№93), TR60SN/TF60SN/TF61SN/09G/09K/09D, 2007-up (ТОНКИЙ, нового образца с серым разъёмом) | 136431CA |
Соленоид-Электроклапан пакетов C1(N92),C2(282), (ТОНКИЙ, нового образца), Solenoid TR60SN/TF60SN/TF61SN/09G/09K/09D 2006-up | 136431CB |
Соленоид-Электроклапан, Solenoid EPC/B1/C1/C2/C3 (УНИВЕРСАЛЬНЫЙ), СТАРОГО ОБРАЗЦА, TF60SN/TF61SN/09G/09K/09D, с 2002 г.в., Тайвань | 136431 |
Датчик Оборотов, Sensor, Speed Input TR60-SN (09D) (Датчик - ЧЕРНЫЙ ПЛАСТИК. Разъем - ЖЕЛТЫЙ ПЛАСТИК. Контактов - 2 (ПАПА). дл.27 мм ) 2003-up | 136436 |
Масляный насос в сборе (Вариант с подшипником под гидротрансформатор), TR-60SN/09D Touareg/Q7, Есть варианты по ступицам, нужно сравнивать!!! | 136500A |
Шестерня Солнечная, SunGear, TR60-SN (09D) 27 зубов | 136614 |