АКПП Toyota / Aisin A40-A46DE, A42D*, A43D*, A44D*, A46D*, (AW03-72*)
Легендарная неубиваемая серия А40D (А42, А43, А44, А45, A46) производства Айсин Ворнер, входящей в группу "Тойота", ходит с 1985-го как 3-х ступенчатая 03-55(А40), а с 1979 года как 4-х ступка на заднеприводных автомашинах с двигателем от 1.6 до 3л. 4-х ступка получила букву D в название и дополнительное сцепление "Овердрайв" 4-й скорости в конструкцию.
В основном это — праворульные Hiace, Liteace, Previa, Mark II и остальные тойотовские заднеприводные авто, катавшиеся (и до сих пор катающиеся) по Азии.
Для внешнего мира была выпущена модификация с другим гидроблоком AW03-70 .../72 или AW371, AW372, которую ставили себе Судзуки, Мицубиши, Додж, Исудзу и многие другие. Под именами: KM148(4WD), V4AW2 (4WD) или R4AW2 (2WD). Вольво назвал эти модификации: AW-70 ... AW-72.
Для нетойотовских авто модификации А40 получили ветвь айсиновских имен от 03-70LS до 03-72LE, в которую в 1979-м добавляли принудительную блокировку муфты (L), электронное управление усовершенствованного гидроблока (Е) и прочий апгрейд управления, оставляя железо практически без изменений. Слева - можно посмотреть таблицу соответствий названий коробок по версии Айсин и Автопроизводителей.
В 1981, 1984-м, (когда для автоматов еще не жалели металла) вышла модификация "D", в корпусе которой появился наружный соленоид Овердрайв, позже в гидроплиту ввели два соленоида-шифтовика, что стало классической схемой управления для 4-х ступок.
Модификация A40D использовалась на Тойотах. А для остальных авто вышли модификации А42 (03-70), А43 (03-71), А44(03-72), которые для разных авто имели множество своих названий и отличались электрикой, приводом и посадочными местами.
А в 1990 и 1992-м вышли модели "DL" (с механической блокировкой гидромуфты LockUp) и уже современный вариант: "DE" - с Е- электронным управлением, с фрикционом гидромуфты и с парой управляющих соленоидов в гидроблоке. DF - F - модификация для полного привода.
В 2000-м они были обновлены гидроблоки и запущены в серию - самые ходовые в ремонте модели этой серии: A44DE, 46DE \F (Previa), A42DE, 43DE, аналоги 03-70 /..72. Ниже - перечень машин, на которые устанавливались эти трансмиссии.
Сама коробка - пример классической конструкции, которую широко использовали после нее и ZF в своей "неубиваемой" 4HP22, и американцы Форда в своей A4LD. Конструкция почти всех заднеприводных акпп обеспечивает равномерный износ всех узлов и хороший запас прочности у железа, поэтому эти коробки легко ходят по 400-500 ткм. Ремонты раньше заключались в основном в замене коробки на БУ. Но в последние годы процент «свежих» неубитых БУ коробок стало заметно меньше и все больше мастеров меняют расходники в этой неубиваемой и очень простой в ремонте трансмиссии.
Типичными проблемами А40-семейства являются болезни "старости":
- съеденный фрикцион блокировки гидротрансформатора, который в приниципе не мешает эксплуатировать машину, как позволяют ездить убитые амортизаторы. Только съеденная блокировка часто приводит к значительным вибрациям, убивающим сначала сальник и втулку насоса, а затем и сам насос. После пробегов в 300 ткм обязательно при капремонте меняют фрикцион блокировки муфты, чтобы сберечь гидроблок от клеевого состава в масле - 330001.
- изношенные фрикционы пакетов Директ - Форвард и Реверс. Возрастная машина почти гарантированно требует замены этих фрикционов.
- от старости и перегревов дубеет резина, изнашиваются кольца, что недодает давления пакетам и жжет фрикционы.
Подобрать ремкомплекты - нажми клавишу слева.
Капремонты в основном заключаются в переборке и чистке с заменой расходников - съеденных фрикционов и всего комплекта прокладок с сальниками, всегда меняется втулка насоса.
Ремкомплекты прокладок и сальников собраны здесь: - №330002. Ремкомплекты подбирают по прокладкам гидроблока, которых имеется несколько различных модификаций. Одинаково часто заказывают Оверолы Пресижн и АТОК.
Полная переборка с заменой уплотнительных и резиновых колец с бумажными прокладками гидроблока (330320) продлевает этой неубиваемой коробке еще несколько лет нормальной эксплуатации. Прокладки гидроблока неплохо служат первые 10 лет аккуратной эксплуатации без перегревов масла. При первом же перегреве эти прокладки становятся хрупкими и разрушаются, забивая и гидроблок и фильтр, приводя к масляному голоданию.
В комплект для полной переборки обычно входят: фильтр, Мастеркит (330007) и втулка насоса (330034). Иногда вскрытие и дефектовка коробки с пробегами за 300 ткм показывает люфт и необходимость замены остальных втулок — 330030.
Фильтр грубой очистки серии А40 - металлический , открытый с металлической сеткой № 330010. Имел несколько модификаций из-за меняющейся формы гидроблока и поддона. Последняя модификация проводилась в 1983 году, поэтому старые фильтры до 83 года на рынке не встречаются и не продаются. Если масло не горело, мастера обычно фильтр не меняют, а промывают.
Подобрать фильтр для своей серии - нажмите номер фильтра №330010.
К типу масла (Dexron III) коробка неприхотлива, выдерживает работу в грязном масле, без масла, с горелым маслом. Эта неприхотливость расслабляет владельца и приводит к тому, что капремонт приходится делать, не через 300-400 ткм, а на несколько лет раньше.
При полной замене масла после капремонта мастера заливают синтетику типа Dexron VI, чтобы спокойно пообещать 3-4 года бодрости до следующего капремонта.
В магистраль охлаждения возрастной коробки рекомендуют врезать внешний фильтр тонкой очистки, который позволяет поддерживать масло чистым и беречь узлы возрастной хоть и «неубиваемой» коробки (№100019). Магистральный фильтр кроме очистки пыли от фрикционов, также имеет магнит внутри для контроля за износом железа.
Для капремонта АКПП машин с большим пробегом и горелым маслом почти всегда меняют все фрикционные диски - № 330003. Фрикционы для разных модификаций имеют свою комплектацию, поэтому непросто без разборки точно подобрать Ремкомплект фрикционов. Обычно приходится дозаказывать по нескольку фрикционов или выбирать свой комплект после вскрытия автомата. Для экономии средств сначала разбирают\дефектуют коробку и определяют количество и размер фрикционов, чтобы сделать в первого раза полный и окончательный заказ фрикционов. |
|
Если масло не пахнет горелым или износились только самые нагруженные пакеты Овердрайв Директ или Форвард, то из экономии опытные мастера рискуют заменить только универсальные фрикционы съеденных пакетов: № 330108 — (24Tx2,3x127). С ними вместе заказывают и стальные диски Овердрайв - 330128. В разных модификациях коробок количество этих фрикционов различается из-за того, что более толстые могут заменять более тонкие фрикционы 330102 — (24Tx2x127). Стальные диски OD 330128 тоже имеют различия по толщине и несколько вариантов. Подбираются индивидуально. Родственные им фрикционы для редких модификаций - 330102, которые так же отличаются толщиной (2мм) и в коробках их может быть до 9 штук, а могут вообще заменяться фрикционами 330108. |
|
Вторым пакетом, который также часто сгорает до клея, является муфта Лоу Реверс: - фрикцион №330114. Заказывают фрикционы в основом качества БоргВорнер. Стальные диски сцепления Реверс часто укатывают до цветов побежалости - 330134. |
|
Следующий по очереди тип фрикционов, которые горят в этих автоматах при отсутствии давления масла - пакет O.Drive 330100. В пакете их обычно 3 штуки. |
|
Маркером капремонта, который уже нельзя оттягивать, служат втулка насоса и подтекающий сальник, убитые съеденным до клеевого основания фрикционом блокировки гидротрансформатора. Кроме металлического фильтра 330010 (43DE, 44DE, 44DE) меняют сальник насоса - №330070 , втулка насоса - №330034) с заменой расходников Оверолкита. |
|
Если и встречаются замены изношенных насосов, барабанов и суппортов (330632), то уже в основном за счет деталей БУ. Из электрики в замене иногда встречаются соленоиды (часто их достаточно промыть) и датчики 330436. |
Для редких уже неэлектронных модификаций DL-DF встречается фильтр 330010E.
Переборку неубиваемой 40-й серии АКПП часто владельцы делают самостоятельно.
Несложный капремонт с заменой расходников возвращает вторую жизнь этим автоматам.
На каких авто устанавливалось это семейство АКПП:
Примерный ассортимент запчастей для ремонта этой АКПП
Актуальную цену и наличие - можно узнать, нажав номер детали.
Полное наименование | Код (нажми узнать цену и наличие) |
Дефектовка и ремонт гидротрансформатора АКПП A40 SERIES (перед отправкой обязательно слить масло и закрыть кляпом горлышко) | 330001 |
Комплект Прокладок и Сальников без поршней, A47DE SUZUKI, A43DE/DL(03-71L,71LE), A42/44/45DL(03-70L/72/72L), A46DE(2WD)/A46DF(4WD),AW-372/ R4AW2,KM148/V4AW2 1981-04 (K65900M) (Ремкомплект\ Оверол кит\ | 330002B |
Комплект Прокладок и Сальников с пластиковыми шайбами, без поршней, A43DE/A44DE/A46DE AW03-71LE/03-72LE 1981-Up (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit) | 330002B |
Комплект Прокладок и Сальников с шайбами, без поршней, A43D/DE(03-71L/LE), 03-72L/LE, AW-70/71/72, AW-372/ R4AW2,KM148/ V4AW2 1979-2004 (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit) | 330002C |
Комплект Прокладок и Сальников с пластиковыми шайбами, без поршней AW03-71LS/03-72LS A44D/A45D 1981-Up (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit) | 330002C |
Комплект Прокладок и Сальников с шайбами, без поршней, AW70/A42D/AW71/A43D/03-70 1979-1997 (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit) | 330002D |
Комплект Фрикционов, A43D(03-71)/DE/DL/AW372/KM148/A44D/AW03-72 1984-Up | 330003B |
Комп. Фрикционов, AW03-71LE/03-72LE/A43DL/A43DE/A44DE/A46DE, Toyota, Suzuki 1992-up | 330003G |
Комп. Фрикционов, AW03-71LE/03-72LE/A43DL/A43DE/A44DE/A46DE, Toyota, Suzuki 1992-up | 330003G |
Комп. Стальных дисков, AW03-71LE/ AW03-72LE/ A43DL/ A43DE/ A44DE 1992-Up, Toyota, Suzuki | 330004G |
Мастеркит V4AW2/ AW372/ KM148/ A44D/ 03-72/A40D/ A42D/A43D/ AW70/AW71/ AW72 1989-up (Комплект фрикционных и стальных дисков, прокладок и сальников) Master kit, состоит из 330002C-PR + 330003B-BW + 330 | 330007 |
Мастеркит 03-71LE, A43DE, A46DE, 03-72LE, A44DE, A47DE(SUZUKI), A46DE(2WD), A46DF(4WD) (Комплект фрикционных и стальных дисков, прокладок и сальников) Master kit, состоит из 330003G-BW + 330004G + 330 | 330007A |
Мастеркит 03-71LE, A43DE, A46DE, 03-72LE, A44DE, A47DE(SUZUKI), A46DE(2WD), A46DF(4WD) (Комплект фрикционных и стальных дисков, прокладок и сальников) Master kit, состоит из 330003G-LN + 330004G + 330 | 330007A |
Фильтр, A42D, A43D, A44D, 03-70 1982-up | 330010B |
Фильтр Suzuki с заборником 37мм, A47DE Filter, 2001-up | 330010C |
Фильтр, A43DE/A44DE/A46DE 1982-up | 330010 |
Фильтр, AW372/KM148/A44D/03-72/A42D/A43DL/A44DL/A45DL/A45DF 81-Up | 330010E |
Комплект (11 шт) биметаллических втулок, A43D/44D/45D/46D/AW71, Bushing Kit | 330030K |
Втулка крышки насоса, A40-SERIES [41,3x38,2x13,1) подходит на все АКПП производства Toyota/AW55-50/51/40/TF70-SC/AW50-40/50-42/AW60-40LE/42LE(AF13)/AW60-41SN(AF17), кроме A442F/U660E/U440/A750E/A761E | 330034 |
Фрикционный Диск, A42DL/43DE/44DL Overdrive Brake [44Tx2,3x142] 1981-Up | 330100 |
Фрикционный Диск, [24Tx2x127] Friction plate, Intermediate Clutch (Brake #2), AW372/KM148/A43D/A44D/03-72, 1985-up | 330102 |
Фрикционный Диск [24Tx2,3x127] AW70/A42D/AW71/A43D/03-70/72/AW372/KM148/A44D/A42DL/A43DL/A44DL/A45DL/A45DF Forward/Direct/Intermediate/Overdrive Direct 1973+ | 330108 |
Фрикционный Диск, A40 Ser Reverse [16Tx2,3x127] 1973-up | 330114 |
Стальной диск, A43DL Ser Overdrive 1984-Up [7Tx2x117] | 330120A |
Стальной диск, A43D Ser A42DL Overdrive 1984-Up [7Tx2,3x117] | 330120B |
Стальной диск, A40 Ser Front Rear Overdrive 1980-Up [8Tx2x102х132] | 330120C |
Стальной диск, A40 Ser Int BR Overdrive 73+ [8Tx2.4x102] | 330124B |
Стальной диск, Steel plate, overrun br. #1, interm. br. # 2, overdrive [8Tx1,8x102] AW70/A42D/AW71/A43D/03-70/03-72 | 330124 |
Стальной диск, A40 Ser Forward/Direct/Overdrive 73+ [8Tx1,8x102] | 330128A |
Стальной диск, AW70/A42D/AW71/A43D/03-70/03-72LE/A44DE Forward/Direct 1990-Up [8Tx2,3x102x132] | 330128F |
Стальной диск, A40 Ser Int Br#2 OR/Overdrive 80+ [8Tx2x102х137] | 330128 |
Стальной диск, Steel plate, low reverse [15Tx1,8x102] AW70/A42D/AW71/A43D/03-70/72 | 330134 |
Прокладка поддона пробковая, AW70/A42D/AW71/A43D/03-70/AW372/KM148/A44D/03-72/A40/A40D/03-50/51/60/A47DE (входит в состав ремкомплекта прокладок и сальников) | 330300 |
Суппорт центральный, Support, AW03-72LE/A44D Center (2 Lined (FD) in Передний, 3 in Rear) (A44 35B) Деталь восстановлена, продается ТОЛЬКО НА ОБМЕН | 330632A |