АКПП GM 5L40E / 5L50E
5-ступенчатая АКПП 5L40E разработана в 1999 году совместно с 4-х ступенчатой АКПП 4L40E и стала широко устанавливаться на группы заднеприводных автомобилей GM и БМВ с двигателями от 2.0 до 3.6 литров (340 Нм) с 2000 года.
Особенно активно эти АКПП использовала БМВ, начиная с 3-ки (4L40E) до 5-ки и Х5 (5L40E). Дальше она широко распространилась по всему миру: США (BMW, Opel, ...), Австралия и Китай (Кадиллак, Бьюик, Сатурн и т.д.) британский Лэндровер, Cadillac, который собирался с этими коробками даже в России.
У нас GM 5L40E это чаще всего - BMW X5 (A5S360R или A5S390R - по классификации БМВ).
Разработаны 5L40E на конструктивной основе проверенной на американских дорогах 4L60E, и производятся на заводе GM в Страсбурге, Франция. Есть непринципиальные конструктивные различия в коробках для дизеля и ДВС, в частности по фрикционам сцеплений.
Американская модификация - GM 5L50E спроектирована под более высокий крутящий момент (420 Нм) Cadillac STS и SRX и работала с двигателями V8 - 4.6 литра. Ремонт этой коробки требует опыта и квалификации, особенно при необходимости восстановления "железа".
Замена масла и фильтра
Первые годы главная запчасть для обслуживания АКПП 5L40E - фильтр 209010B (под глубокий поддон с заборником 13 мм). Фильтры различаются: для Х5 (на рисунке справа) и для остальных моделей легковых машин с мелким поддоном - без пластикового заборника 209010C. Для трансмиссии Кадиллак (RWD) используется свой фильтр - с мелким поддоном и 25мм упором (209010A) Масло ATF (на заводе заливались масла типа Texaco ETL-7045 E), хотя и считается несменяемым, нуждается в замене каждые 50-60 ткм, а при агрессивной езде и частом перегреве - можно и чаще (из-за насоса и поршней, читай ниже). Коробка к типу масла неприхотлива, при полной замене можно заливать любое масло класса до Dexron VI. Потребуется ок. 9 литров масла. Масло сливается вместе со снятием поддона, а заливается через контрольное отверстие (смотри схему). Уровень масла проверяется при температуре +30... +50°С на заведенном двигателе с селектором передач в положении "Р". Мастера рекомендуют после 100 ткм пробега менять масло полной заменой каждые 50-60 ткм, а доливать масло и проверять его уровень - в каждый приход авто на сервис. Коробка очень чувствительна к чистоте и уровню масла и поддержание масла в прозрачном состоянии значительно увеличивает ресурс коробки до капремонта. |
При своевременном капремонте и соблюдении правил эксплуатации эта коробка надежно служит до заслуженного отдыха самого автомобиля.
Детали для переборки и капремонта
Подобрать ремкомплекты - нажми клавишу слева.
Ремкомплект прокладок и сальников\Оверол Кит -№209002 для 5L40E заказывают одинаково часто как сборки АТОК, так и "Пресижн" и "Транстек".
Фрикционы при переборке обычно меняют всем комплектом - №209005. Фрикционы здесь как у Мерседесовских коробок и у французской DP0 - односторонние.
Различаются комплекты фрикционов по конструкции Центрального Суппорта.
Есть фрикционы №209136 на 6 зубьев и на 36.
Оба комплекта фрикционов и прокладок вместе составляют Мастеркит 209007. Этот набор с фильтром и комплектом поршней 209008 опытные мастера часто заказывают для полной переборки автомата. Разборка или предварительная диагностика может показать также необходимость замены соленоидов, ремонта насоса или замену втулок. Мастеркиты отличаются по комплекту фрикционов 209136 на 6 или на 36 зубов.
Меняют фрикционы всем комплектом также когда автомат пришел с горелым маслом. Фрикционы пропитываются этой ядрёной жидкостью, значительно теряют свои свойства, срабатывают с толчками и подлежат замене независимо от степени износа. Особенно это специфично для тонко настроенной 5L40.
Типичные проблемы АКПП 5L40E (5L50E):
Одна из "детских болезней" 5L40E первых лет выпуска - Термостат в радиаторе, из-за неисправной работы которого в первую очередь страдал Гидротрансформатор. При переборке коробок с пробегом свыше 250 ткм всегда сдают в ремонт гидротрансформатор - 209001.
Мастера утверждают, что Гидротрансформатор не выдерживает частого принудительного включения блокировки муфты, его фрикционная накладка быстрее других фрикционов сгорает с дальнейшей цепочкой последствий загрязнения для насоса, гидроблока и соленоидов, а дальше по цепочке - всех остальных узлов агрегата.
Есть две модификации 5L40 с отличающимися суппортами, поршнями и фрикционами пакета 2-nd Coast. Фрикционы 136 могут иметь 36 зубов (встречались только с на авто с дизельными моторами) и на 6 зубов (встречались на всех остальных). По vin-коду определить какие именно фрикционы (на 6 или 36) наружных зубов стоят в коробке — затруднительно, поэтому мастера предпочитают сначала разобрать суппорт и посчитать зубья, а потом уже заказывать фрикционы. Те кто хочет ставить коробку в ремонт уже с заготовленными деталями и готов потратиться, чтобы не держать разобранный автомат в сервисе, заказывает Дополнительный комплект с фрикционами 209005BA на 6 зубов (136) вместе с полным комплектом фрикционов 209005B. |
|
Самыми часто горящими фрикционами являются пары: - фрикционы Пакета (Direct) №209106 и 209126 - односторонние с внутренними и внешними зубцами. Они в два раза опережают по частоте сгорания пакет Форвард - 209108 и - 209128. С ними вместе часто меняют и сгоревшие опорные диски Директа - 209146. Так же рано могут сгорать фрикционы O.Dr.; Reverse 209100 и 209120. Остальные фрикционы по отдельности заказываются редко. Меняются всем комплектом примерно в половине капремонтов пунктуальными и осторожными владельцами. |
|
- Неприятная для ремонта особенность 5L40E - тесная посадка обрезиненных поршней, обусловленная особенностями роторного маслонасоса с его огромным потенциалом по давлению. При капремонте обычно заказывается весь Комплект Обрезиненных Поршней - #209008. (из 8 или 9шт.) Различна комплектация, по наличию поршня 209960. В комплекты входит наиболее популярный вариант поршня (136 мм диаметром) 209968. Поршни - головная боль мастеров, которые не очень любят 5L40E из-за сложной замены поршней. Для облегчения их сборки и для исключения ошибок установки используют монтажные конуса с заморозкой - №100301R. А также монтажные смазки - 100301J. Смазки бывают двух видов: «Заморозка», временно меняющая геометрические размеры резинового фартука, и «Смазка», уменьшающая трение резины о металл. |
|
Ремонт и чистка каналов и плунжеров гидроблока в локальных ремонта проводят с заменой прокладок гидроблока (209320). Также часто меняют изношенные PWM Соленоиды-электрорегуляторы. При нехватке давления в пакетах и нештатном проскальзывании фрикционов компьютер открывает соленоиды на полное сечение. Максимальный поток горячего и грязного масла идет через соленоид и быстро съедает и каналы и клапаны (подробнее о проблемах линейных ШИМ-PWM соленоидов). Срок штатной работы американских соленоидов у российских владельцев с высоким тестостероном в крови редко превышает 6-7 лет. Меняются чаще всего полным комплектом (5): - 209421A- Соленоиды Шифт, 5L40E (комплект из 3 шт.) переключают скорости: 1-2, 2-3, 4-5. - 209431A.- Соленоид Давления (EPC), 5L40E (5L50E, 4T65E, 4T40E, 4T45E), усиленный, применяется с 2003 года. Многие предпочитают брать более стойкий к износу соленоид (Force motor, EPC) от "Борг Ворнер" 206431-BW. - 206425A - Соленоид Блокировки ГДТ. Заменить соленоиды и не заменить уплотнения из ОверолКита - оставить соленоиды работать на максимальную интенсивность, что ускоряет износ, и самих соленоидов и фрикционов. |
|
Проблемы с выработавшими свой ресурс соленоидами и грязным гидроблоком приводят к недостаточному давления масла в линии, что может привести к перегреву масла от скользящих фрикционов, вибрациям от неравномерного износа и проворачиванию втулок. Типичный заказ для ремонта 5L40E, пережившей длительное масляное голодание на высоких оборотах - Комплект втулок №209030. Одинаково часто заказывают комплект из 9 и 10-ти втулок. |
|
Еще одна типичная замена в "легких" капремонтах перегретых коробок - комплект пластиковых вошеров\шайб 5L40E № 209200, (справа) и - комплект тефлоновых колец № 209199 меняют как расходник первой очереди, который изнашивается первым и слишком важен для долгой жизни сцеплений. |
|
Одна из частых проблем износ канала статора насоса из-за чего падает давление масла. Часто мастера меняют золотник статора насоса: Для ремонта статора насоса используются ремкомплекты Sonnax "AFL Valve and Sleeve Kit" - 209741-SX. Эта "нейрохирургическая" работа включает в себя рассверливание изношенного канала алюминия корпуса, установку вкладыша и нового золотника. Редко делают ту же работу и в гидроблоке - клапан линейного давления - #209741B или блокировки ГДТ (ТСС) -#209741. |
|
В конструкции Статора Насоса использован алюминий (#209520A). И из-за грязи в масле и заклинившего насоса - стальными лепестками ротора протачивает сам алюминиевый "колокол". (справа). На фото справа - восстановленный насос с колоколом -№ 209750. Наиболее рациональным ремонтом насоса многие мастера считают восстановление корпуса насоса. Проблема изношенного маслонасоса приводит к тому, что давления масла не хватает и начинают проворачиваться и гореть фрикционы Директ Форвард, а затем и все остальные. Иногда опытные мастера ограничиваются заменой одной изношенной втулки насоса\гидротрансформатора. — 209034. Взаимозаменяема с втулкой 4L60E #204034. |
|
Роторный насос - американская специфика 5L40E. Частая проблема - повышенное давление в пакетах, связанное с его неисправностью. Этот насос не любит слишком высоких оборотов (160 км\ч и выше). Если водитель не следил за качеством масла и вдобавок любит сильно нарушать скоростной режим, то причины повышенного давления в пакетах - из-за грязного\убитого роторного насоса. - Масляный Насос 5L40E унаследовал от американского предшественника 4L60E лепестковую конструкцию (204531), которая кроме плюсов саморегуляции производительности насоса, несет в себе и минусы: скользящие в пазах ротора пластины лепестков, которые после пробегов за 100 ткм от сочетания грязь+износ+обороты заклинивает\освобождается, что приводит к скачкам давления масла ("гидравлическим ударам") и как одно из следствий - к жестким переключениям передач. При ремонте насосов шлифуется алюминиевая поверхность статора с восстановлением заводских допусков (30 микрон) по зазорам, для этого требуется специальное оборудование и квалификация мастера - №209531. При установке ремонтного ротора в неподготовленные канавки старого статора возможен перекос, заклинивание и поломка всего насоса при резком увеличении оборотов. |
АКПП 5L40E считается очень живучей и надежной, если не допускать сильного загрязнения масла фрикционной пылью, который истирает не только узлы "железа", но и маслонасос с гидроплитой.
Гидроплита клапанная (гидроблок) 5L40E.
Известны 3 модификации гидроблоков - 99-2001 годы, с 2002-го (Stamp # 378 BMW/ Cadillac) и с 2004-го (Stamp # 374 Cadillac).
Гидроблок страдает в первую очередь от настроек режимов, когда PWM-соленоиды открывают канал для масла не сразу на полное сечение, а постепенно закрывая или приоткрывая. В самом узком месте и происходит ускорение движения раскаленной пульпы из масла и грязи. А грязью коробку снабжает гидротрансформатор, истирающимся фрикционом блокировки муфты.
А с тех пор как программисты дали компьютеру возможность включения "спортивного режима" АКПП, то TCM заставляет электрорегуляторы-соленоиды руководить всеми пакетами сцепления (и ГДТ) жестко, с проскальзыванием, не выжидая время на выравнивание скоростей валов, сражаясь с вариаторами и ДСГ за незаметное переключение передач, без разрыва мощности.
И именно из-за этих "спортивных" разгонов и переключений особенно быстро стареет масло, становясь абразивной, клейкой суспензией, съедающей детали гидроблока, соленоидов и статора насоса.
Раньше гидроблока заканчивается рабочий ресурс у соленоидов и маслонасоса, которые и являются триггером для владельца менять масло и соленоиды, не допуская полного износа гидроблока.
В случае длительной эксплуатации трансмиссии 5L40E с перегретым и сильно загрязненным маслом каналы гидроплиты и анодированные плунжеры истираются и возникают перетоки масла - давление в пакетах падает и запускается цепная реакция по ускоренному износу фрикционов, втулок, манжет-сальников, ступицы ГДТ и "железа" АКПП. Но это возникает уже в достаточно зрелом возрасте машины.
Замены гидроблока 5L40E, 5L50E практически не производятся, иногда - реставрация клапанов линейного давления или клапана давления ГДТ.
На каких авто устанавливалось это семейство АКПП:
Примерный ассортимент запчастей для ремонта этой АКПП
Актуальную цену и наличие - можно узнать, нажав номер детали.
Полное наименование | Нажми # узнать наличие |
Комплект Прокладок и Сальников (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit), 4L40E, 5L40E, 5L50E Без поршней 1999-Up | 209002 |
Комплект фрикционных и стальных дисков, Friction/Steel pack 4L40E/5L40E/50E BMW-X5-Diesel, 3.0L c 1999 года/ BMW E39 c1999 года кроме полного привода, Aftermarket | 209005A |
Комплект фрикционных и стальных дисков, Friction/Steel pack 4L40E/5L40E/50E Cadillaс(AWD) с 1999 г/BMW-X5(бензин)/AWD с1999г/E39 с 2002г (кроме BMW-X5-Diesel, 3.0L c1999 по 2002г), Aftermarket/Alto | 209005B |
Комплект обрезиненных поршней, Piston Kit, 5L40E/4L40E/5L50E BMW 2002-up (9 шт), Aftermarket | 209008AK |
Фильтр, 5L40E RWD 5 Speed W/O NECK & W/O INLET Мелкий поддон Caddilac 1999-Up | 209010A |
Фильтр, 5L40E, BMW высота пластмассового заборника 13мм (глубокий поддон) BMW X5 | 209010B |
Фильтр, 5L40E BMW (Кроме X5) без пластикового заборника | 209010C |
Комплект из 9-ти втулок, Bushing Kit, 5L40E/50E/4L40E 1999-Up | 209030A |
Комплект из 11-ти втулок, Bushing Kit, 5L40E/50E/4L40E 2000-Up | 209030B |
Втулка статора насоса передняя, 5L40E stator (front) (26х23х12,5) 2000-Up | 209034A |
Сальник (манжета) насоса, 4L40E/5L40E/50E [44,1x70x6,7x8,1] (2 Отверстия) | 209070 |
Сальник (манжета) хвостовика/промежуточного корпуса, Seal (58.2x39.5x10) 4L30E/ZF4HP14/ZF4HP22/ZF4HP24/ZF3HP22/4L40E/5L40E Extension Housing 1990-Up(Заказывайте по позиции 203074) | 209074 |
Фрикционный Диск 5L40E Overdrive (№2) & Reverse Clutch односторонний с внутренним зубом 1999-Up [36Tx1,6x179] | 209100BI |
Фрикционный Диск 5L40E 2nd Clutch односторонний с внутренним зубом (BMW/Caddilac 4WD)[24Tx1,6x138-OD] 2003-Up | 209102A |
Фрикционный Диск 5L40E 2nd Clutch односторонний с внутренним зубом [24Tx1,6x130-OD] 1999-Up | 209102C |
Фрикционный Диск 5L40E Intermediate Clutch односторонний с внутренним зубом [24Tx1,6x135-OD] 2000-Up | 209104A |
Фрикционный Диск 5L40E #1,#7,#8 2nd Coast/Low Reverse/Direct Clutch односторонний с внутренним зубом 1999-Up [36Tx1,6x173] | 209106BI |
Фрикционный Диск 5L40E #4 Forward Clutch односторонний с внутренним зубом 1999-Up [24Tx1,6x130] | 209108BI |
Фрикционный Диск 5L40E Coast Clutch односторонний с внутренним зубом [24Tx1,6x123] 2000-Up | 209112A |
Фрикционный Диск 5L40E #8 2nd Coast Clucth односторонний с внутренним зубом BMW CADDILAC 4WD 1999-Up [36Tx1,65x176] | 209116CI |
Фрикционный Диск 5L40E Overdrive(#2) & Reverse Clutch односторонний с наружным зубом 1999-Up[36Tx1,6x164] | 209120BE |
Фрикционный Диск 5L40E 2nd Clutch односторонний с наружным зубом 1999-Up [24Tx1,6x113,6] | 209122BE |
Фрикционный Диск 5L40E 2nd Clutch односторонний с наружным зубом BMW 4WD 1999-Up [24Tx1,6x138] | 209122CE |
Фрикционный Диск 5L40E Intermediate Clutch односторонний с наружным зубом [24Tx1,6x136] 1999-Up | 209124AE |
Стальной диск волнистый дэмфирующий, 5L40E Intermediate Clutch [4Tx1,78] Waved 2000-Up | 209125 |
Фрикционный Диск 5L40E #1,#8 Direct, 2nd Coast Clutch односторонний с наружным зубом 1999-Up [36Tx1,6x155] | 209126BE |
Фрикционный Диск, (Forward Clutch) 5L40E односторонний с внутренним зубом [24Tx1,6x130] 1999-Up | 209128BE |
Фрикционный Диск 5L40E Coast Clutch односторонний с наружным зубом 1999-Up [12Tx1,6x105] | 209132AE |
Фрикционный Диск 5L40E #7 Low/Reverse Clutch односторонний с наружным зубом 1999-Up [29Tx1,6x155] | 209134BE |
Фрикционный Диск 5L40E BMW 4WD 2nd Coast Clutch односторонний с наружным зубом 1999-Up [6Tx1,6x163] | 209136CE |
Диск Упорный, Pressure Plate, 5L40E Direct Clutch (Top) [18Tx5,05x154-ID] 2000-Up | 209146A |
Диск Упорный, Pressure Plate, 5L40E Forward Clutch (Top) [12Tx5,08x104.8] 2000-Up | 209148A |
Комплект тефлоновых колец, Sealing Ring Kit, 5L40E | 209199K |
Комплект шайб(подшипников скольжения), (12 шт.), Washer Kit 4L40/5L40E | 209200 |
Прокладка Поддона, 5L40E Cork 99-Up | 209300 |
Прокладка Насоса, Gasket, 5L40E, Pump To Case | 209310 |
Кольцо Уплотнительное, (O-Ring) 5L40E между колоколом и корпусом 1999-Up | 209311 |
Прокладки гидроблока комплект , 5L40E, Valve Body KIT | 209320KA |
Соленоид-Электроклапан включения пакетов сцеплений (Шифт) 1-2, 2-3, 4-5, Solenoid Shift, 5L40E/5L50E 2000-Up | 209421A |
Проводка соленоидов, 5L40E (BMW) Internal (20 Pin Case разъём, Connector, Wth 7 Two Wre & 1 Six Wire Connectors) 2000-Up | 209446A |
Барабан, Drum W/Shaft, 5L40E (BMW) Forward/Coast Clutch (9 1/8" Long Shaft) 2000-Up | 209554A |
Сепаратор обгонной муфты 5L40E/5L50E 2-ой передачи на 28 элементов (86.9x70 x19.7), Sprag, 2nd clutch1999-up | 209656 |
Регулятор давления ступицы масляного насоса, Regulator 5L40E Pressure Valve & Sleeve Kit | 209741C |
Клапан плиты управления, 5L40E AFL Valve&Sleeve KIT SONNAX (55211-01K) | 209741 |
Болт плиты управления, Bolt 5L40E Valve Body (8 Pieces) 2000-up | 209742A |
Насос масляный с колоколом в сборе(Восстановление/Ремонт) ,Bell Housing 5L40E With Cover & Stator Support BMW X5 -Repair | 209750AK |
Snap Ring, 5L40E Holds Forward Clutch Pressure Plate In (Selective) 2000-Up | 209876AA |
Поршень обрезиненный, (Intermediate Clutch) 5L40E [наружный диам 159 мм; внутренний диам 112 мм; высота 18 мм] 2000-up | 209962A |
Поршень обрезиненный, (overdrive, 2nd coast Clutch) 5L40E [наружный диам 177 мм; внутренний диам 153 мм; высота 7 мм] overdrive 1999-01; 2nd coast 2002-up | 209963A |
Поршень, Piston, 5L40E, 2nd CST CLT (Bonded) (171x143x7.7) 1999-up, Aftermarket | 209963C |
Поршень обрезиненный, (Forward / Coast Drum) 5L40E/5L50E/4L40E [наружный диам 129 мм; внутренний диам 34 мм; высота 31 мм] 2000-up | 209964A |
Поршень обрезиненный с шариком, (Direct Clutch) 5L40E/5L50E/4L40E [наружный диам 127мм; внутренний диам 63 мм; высота 34 мм] 2000-up | 209965A |
Поршень обрезиненный, (Reverse Clutch) 5L40E [наружный диам 138 мм; внутренний диам 122 мм; высота 12 мм] 2000-Up | 209966X |
Поршень обрезиненный, (Low/Reverse Clutch) 5L40E [наружный диам 171 мм; внутренний диам 63,6 мм; высота 15,4 мм] 2000-Up | 209967A |
Поршень обрезиненный, (Low/Reverse Clutch) 5L40E [наружный диам 171 мм; внутренний диам 63,6 мм; высота 16,4 мм] 2000-Up | 209967B |
Поршень обрезиненный, (2nd Clutch) 5L40E (BMW) [наружный диам 135,7 мм; внутренний диам 69,3 мм; высота 18 мм] 2002-Up | 209968A |
Поршень обрезиненный, (2nd Clutch) 5L40E (Cadilalc) [наружный диам 129,7 мм; внутренний диам 69,2 мм; высота 18,4 мм] 2000-02 | 209968C |
Поршень обрезиненный с шариком, (Coast Clutch) 4L40E/5L40E/5L50E [наружный диам 121 мм; внутренний диам 31 мм; высота 39 мм] 2000-up | 209969A |
Spring, 5L40E (BMW) 2nd Clutch Return (.792" Thick) (3.970"OD) With Built-In Retainer 2000-Up | 209978A |
Springs W/Retainer, 5L40E Coast Clutch Return 2000-Up | 209979A |