АКПП Toyota / Aisin (CVT) K310, K311, K312
Вариаторы для переднего привода (CVT) K310- K111 Тойота испытывала с 2000-го года на экзотических Приусах, пытаясь догнать вырвавшегося вперед конкурента - Ниссан\Джатко с его мегауспешным вариатором JF011E.
В 2002 выходила серия вариаторов К210, которая была признана «проходной» и не получила дальнейшего развития.
В 2003-м запустили новую (уже международную) серию вариаторов класса "мини" для седанов - CVT К310 (с двигателями 1.5 и 1.8 литров) уже достаточно отработанной конструкции, которую мало кому удается убить педалью газа в первые 200 ткм.
Серия К310 адаптирована под меньший крутящий момент от двигателей до 1800 см³. К310 уже практически с запуска был лишен "детских" болезней и стал устанавливаться на все серийные модели Тойоты, начиная с местных Аллион, заканчивая мировыми Короллой, RAV4 и Ярисом. Вариатор К310-311 известен также под девичьей (айсиновской) фамилией: XB-20LN. Самая популярная в капремонте коробка.
Тогда же (2004) была запущена новая серия вариаторов "микро" класса - К410, унифицированная с К210, которая обкатывалась на Витц и IQ с двигателями до 1.3л. С 2011 года отработанная и уже «неубиваемая» модификация этого вариатора К411 стала массово устанавливаться на местные Короллы, Аурис, Витц и IQ с минимальным объемом двигателя (1.0 и 1.3L).
Тойотовские вариаторы отличаются бóльшей надежностью, чем вариаторы Джатко, в частности из-за того, что конструкторы зажали режимы разгона на низких скоростях, чтобы сберечь ремень и конуса. Эта «заторможенность» — проблема для маркетологов, которые считают вариаторы значительно менее привлекательными для покупателя, чем ДСГ. И последние годы вариаторы Тойоты решили эту проблему, подключив в схему вариатора шестерни Direct Shift-CVT, которые позволяют разгоняться без помощи ремня и конусов.
Ремонт и обслуживание их лучше производить в специализированных сервисах, знающих специфику переборки этих очень технологичных и сложных агрегатов. А масло менять стоит регулярно вместе с фильтром и с чисткой поддона. Замена масла — главный способ продлить ресурс вариатора. Так же важно обеспечить охлаждение масла, теплообменник за 5-6 лет забивается грязью и уже не успевает поддерживать температуру масла. Сначала в жаркие летние дни, и если вовремя не промыть его, то фрикционы начинают подгорать и еще быстрее загрязнять масло. Цепная реакция. Адаптеры для внешнего радиатора серии K310 уже появились на рынке — 349988.
Подобрать ремкомплекты вариаторов Айсин — клавиша слева.
Вариаторы Тойоты ходят свой ресурс довольно скучно и надежно. Агрессивная езда и жесткая эксплуатация приводит к необходимости капремонта до пробегов в 150-200 ткм. При переборке Тойотовских вариаторов:
- меняют расходники неубиваемого гидротрансформатора (в основном — фрикциона блокировки) - 349001. Часто показанием к его ремонту служат подтекающие сальники (349070).
- Ремкомплекты прокладок и сальников - Оверол Кит #349002. Справа - Ремкомплект прокладок и сальников для популярного в ремонте CVT K310-312. Очень актуальна своевременная замена изношенных тефлоновых колец, которые не держат давление масла и этим провоцируют ускорение «старения»\износа железа.
Фрикционы при капремонте этого семейства вариаторов чаще всего меняют Комплектом (оба пакета: Форвард+Реверс) - 348003. Часто в ремонте встречается замена барабана Форвард (349554). ниже.
При капремонте обязательно промывают теплообменник.
Теплообменник хорошо служит первые 4-5 лет, после чего его рекомендуют или тщательно очищать при каждой замене масла или заменить на внешний радиатор, что защитит вариатор от перегревов.
Типичные ремонты вариаторов К310-312:
Фильтр поддона K310-312 - 349010. Опытные мастера меняют фильтр при каждой смене масла, которую рекомендуется делать через 80-100 ткм при интенсивной эксплуатации, а проверять уровень и прозрачность — через 50 ткм. Как все вариаторы, эти коробки чувствительны к чистоте, уровню и типу масла (Toyota Super CVT). Особенно заметно качество масла начинает чувствоваться по мере старения масла и соленоидов. Осмотр поддона позволяет вовремя определить необходимость переборки коробки, не доводя до замены дорогостоящего комплекта конусов и подшипников. Примечание: - уровень масла выставляется по переливному патрубку в поддоне при прогретой (+36...+46°) коробке и работающем двигателе. С каждой второй частичной сменой масла мастера обязательно заменяют масляный фильтр АКПП с осмотром поддона. Замена масла — достаточно сложна и ответственна, поэтому стоит доверить ее специалистам по ремонту АКПП. Фильтр гидроблока — тонкой очистки (K310/K311/K312) - 349013 меняется с переборкой коробки. Такой фильтр задерживает не только мелкую пыль, которая может оседать на золотниках гидроблока и соленоидов, но и дает дополнительную страховку гидроблоку - фильтрует на себе клеевую основу фрикционных накладок, если горело масло и фрикционы. Менять этот фильтр мастера решаются при переборке вариатора и гидроблока. |
|
Капремонт вариатора с переборкой (как и своевременная замена масла с фильтром) продлевают конусам ресурс. При переборке проверяют ремень на износ протектора, меняют тефлоновые кольца, сальники, прокладки, Оверол Кит. Все Ремкомплекты CVT Toyota собраны под номером #349002 |
|
Предельные нагрузки при трогании с места у вариатора К310 приводили к поломке конструктивно слабого места барабана сцепления Форвард - 349554 крепления вала (справа). На следующих модификациях эту детскую болезнь лечили настройками и программными ограничениями. Слабое место всех вариаторов - это агрессивный разгон с места при непрогретом масле. При этом ремень изгибается на конусе по минимальному радиусу, касание сегментов ремня поверхности конуса происходит на минимальной площади и передаваемый момент - максимален, что повышает риск срыва в скольжение (особенно при холодном масле). Поэтому программисты максимально ограничили на самых опасных режимах возможность педалью газа убивать железо вариатора. Хотя в погоне за опасным конкурентом ДСГ все-таки водителю-спортсмену демократично оставили возможность зажечь на светофоре. Свобода, как известно, подразумевает необходимость платить за удовольствия, в данном случае — досрочным капремонтом. |
|
Самый дорогой расходный материал для этой семьи вариаторов - ремни фирмы Бош-VanDoorn (нажми номер узнать цену) - 349700. Они ходят относительно долго, но требуют проверки и замены после гарантированных 150 ткм (зависит от манеры вождения и ...подробнее) Необходимость замены ремня определяется износом протектора, по аналогии с шинами. Чем сильнее съедена насечка протектора, тем раньше ремень сорвется в скольжение при продавливании педали газа. Эксплуатация в спортивных режимах с изношенным ремнем приводит к перегрузке и износу подшипников. Что выражается в вибрациях и гуле и приводит к цепной реакции разрушения вариатора. При этом ленты ремня растягиваются (на доли миллиметра) до предельных значений, что увеличивает люфт сегментов и их наклон к конусам. Что по цепной реакции проскальзывание заставляет компьютер до предела увеличить натяжение ленты и убивает ресурс подшипников. И на максимальных скоростях лента рвется, когда наступает старение металла лент, что бывает не часто. Гораздо раньше ремень перестает передавать крутящий момент и заменяется. Оттягивание замены ремня приводит к задирам и износу зеркальной поверхности конусов, что практически приговаривает конуса к списанию. |
|
Подшипники всех вариаторов — считаются «расходником». Собраны под номерами 349236, 349235, 349229, 349228. При работе на максимальном давлении (при изношенном ремне) начинаются вибрации, которые запускают цепную реакцию износа всех подшипников от динамических нагрузок. Если люфт заметен только у одного подшипника (обычно первым в замене встречается самый нагруженный передний подшипник - 349236 ведомый вал), это маркер того, что остальные подшипники (349235 и 349229) тоже испытали перегрузку с недопустимыми вибрациями, процесс износа запущен. |
|
При обращении в ремонт первым делом проверяют износ пластиковых (тефлоновых) колец (348199), из-за которых возникают потери давления масла и заменяют их после пробегов св. 150 - 200 ткм. Чем агрессивнее разгоны и чем реже менялось масло с фильтрами - тем раньше наступает износ прокладок. Сильный износ колец запускает износ фрикционов. В первую очередь — Forward. В случае нехватки давления на фрикционах компьютер через линейные соленоиды все шире открывает канал клапанов. В запущенных случаях, когда владелец долго гоняет машину с изношенными прокладками и грязным маслом, соленоиды работают на полное сечение, и все равно недодают давления масла, из-за чего горят "вечные" фрикционы Forward - 348108 вместе со стальными дисками - 348128 и сами соленоиды. Если масло при смене пахло горелым, то это маркер к замене не только сгоревшего сцепления Форвард, но и фрикционов Реверса, даже если их износ минимален. В этом случае мастера заказывают Комплект фрикционов -№348003. Эта проблема встречается в ремонте K310/K311 даже чаще, чем износ ремня. Поэтому с заменой фрикционов всегда меняют все прокладки и кольца с сальниками. Фрикционы для семейств K310/K311/K312 и K110 - взаимозаменяемые. |
|
Если долго оттягивали замену фрикционов и колец из Ремкомплекта расходников К310-312, то вместе с фрикционами сгоревшего пакета Форвард меняют весь поршневой комплект (поршень+ретейнер) сцепления Форвард - 349960. |
|
|
|
Критический износ ремня при работе с грязным маслом и под перегрузками приводит к повреждениям поверхности конусов и необходимости их замены - 349701. |
В целом вариаторы Айсин\Тойота служат очень долго, не очень дорого (по сравнению с роботами ДСГ) ремонтируются, но срок их жизни ограничен стоимостью конусов. Продлить срок жизни вариатора можно выполняя несложные правила эксплуатации и обслуживания:
Рекомендации "Как оттянуть старость вариатора"
На каких авто устанавливалось это семейство CVT:
Актуальную цену и наличие - можно узнать, нажав номер детали.
Полное наименование | Код, узнать наличие\цену |
Комплект прокладок и сальников без поршней, Toyota CVT K313 Toyota (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit) 2003-15 | 349002C |
Комплект прокладок и сальников CVT K312 Toyota без поршней 2012-up | 349002CA |
Комплект прокладок и сальников CVT K310/K311/K312 с большими тефлоновыми кольцами, Toyota 2006-UP | 349002 |
Комплект фрикционных дисков, Friction pack K313 (CVT) | 349003C |
Комплект фрикционных дисков K310/K311/K312/K110(CVT) Friction pack | 349003 |
Комплект стальных дисков, K310/K311/K312/K110(CVT) | 349004 |
Баннеркит Toyota K310/K311/312 2007-2011 (Комплект фрикционных дисков, прокладок и сальников) | 349006 |
Мастеркит Toyota CVT K310/K311/K312 (XB-20LN) 2006-UP | 349007 |
Комплект (2 шт) обрезиненных поршней, VT-K310/CVT-K311/CVT-K312 | 349008 |
Фильтр масляный, CVT K310/K311 Toyota с высоким заборником, 9мм | 349010AB |
Фильтр масляный,CVT K312/K313 COROLLA, AURIS, ALTIS, (тип 2, металл/пластик, с маслозаборником) 2013-UP | 349010C |
Фильтр масляный (тип 1, металл/пластик, без маслозаборника) CVT K312/K313 | 349010CB |
Фильтр масляный, CVT K312/K313 COROLLA, AURIS, ALTIS, (пластиковый с маслозаборником) 2013-UP | 349010CP |
Фильтр масляный, CVT K310/K311/K312 Toyota без заборника | 349010 |
Фильтр картридж(без уплотнительных колец), CVT K310/K311/K312/K110/K111/K112 Toyota | 349013 |
Комплект (5 шт) втулок, K310(CVT)/K311(CVT) | 349030AB |
Втулка масляного насоса (49.63х45,74х1,99/9.40) /K310/K311/K312/K313 биметаллическая | 349034 |
Сальник/манжета масляного насоса CVT-K312 (56х43) | 349070C |
(Заказывайте по позиции 348070A-EM) Сальник масляного насоса [61х45х6] K310/K311/K312/K313/ | 349070 |
Сальник привода CVT-K312 (50х34х16) | 349076C |
Сальник полуоси правый U140/U240/ K310/K311/K312/K313(CVT)/K411(CVT)/XA-12SN/SD (55,1х33х15/9) | 349076 |
Сальник полуоси (57,1х33,1х9) (со стороны корпуса) U340/U341/K310/K311/K312(CVT) | 349077 |
Диск фрикционный муфты форвард, Friction plate, K310/K311/K312/K110 forward (40Tx1,7x94.9x112.1) | 349108 |
Диск фрикционный [50Tx1,66x138] K310/K311/K312/K110 муфты реверс Reverse 2000-Up | 349110 |
Диск стальной форвард [95x1.8x40T] K310/K311/K312/K110/K111 Forward | 349128 |
Диск стальной реверс [125x1.8x8T] K310/K311/K312 Reverse | 349130 |
Комплект (6 шт) компрессионных тефлоновых колец, K310/K311/K312 | 349199K |
Подшипник паразитной шестерни (обойма стоит в корпусе) K310/K311 (58х29) | 349222AB |
Подшипник K311 ведомого шкива передний (открытый), размеры (46х25х17) | 349228B |
Подшипник ТИП 2, 20мм (87x43x20мм) K310/K311 (пластиковый сепаратор) Bearing Secondary Pulley to Rear Cover | 349229AA |
Подшипник ТИП 1, 19,5мм (87x43x19.5мм) K310/K311 (металлический сепаратор) Bearing Secondary Pulley to Rear Cover | 349229AB |
Подшипник, размеры (76x33x11) K310/K311, Bearing Drive Pulley to Rear Cover, (Primary Pulley Small) | 349235AB |
Подшипник с металлической обоймой, размеры (87x49x14), K310/K311, Bearing, Drive Pulley to Bell | 349236AA |
Подшипник с металлической обоймой, размеры (87x49x14), K310/K311, Bearing, Drive Pulley to Bell | 349236AB |
(Заказывайте по позиции 348240AB-EM) Подшипник солнечной шестерни K112/K311 (76х55х11) | 349240A |
Прокладка поддона "резина", CVT K310/311 Toyota | 349300AB |
Прокладка поддона "пробка" CVT-K312 2006-Up Gasket, Toyota | 349300C |
Соленоид, K310 CVT DS1/DS2, Solenoid Black Connector 2011-Up | 349421A |
(Заказывайте по позиции 348421BES-AF) Соленоид, K114/ K115/ K313 CVT ON-OFF SOLENOID, 2013-Up | 349421C |
Соленоид, K310 CVT DSU, Solenoid Blue Connector 2011-Up | 349425A |
Датчик (ставится 2 штуки) SENSOR K311 №1 revolution | 349436B |
Датчик скорости, SENSOR Speed K310, K310F, K311, K311F K312, K313, K410 K411, K41A, K41B CVT 2000-Up | 349436 |
Масляный насос в сборе, K310/K311(CVT) Toyota | 349500AB |
Барабан сцепления форвард K310/K311(CVT) в сборе, Forward Clutch Drum | 349554ABK |
Барабан сцепления форвард (голый), Forward Clutch Drum, K310/K313(CVT) | 349554AC |
Планетарный механизм CVT-K310/CVT-K311/CVT-K312 | 349584 |
Приводной ремень вариатора (на 12 кольцевых лент), (CVT) PushBelt | 349700A |
Приводной ремень вариатора, (220x192x24.4) (на 9 кольцевых лент) CVT K310/K311/K312 | 349700 |
Конуса в комплекте с ремнём K310/K311(CVT) (Б/У Контрактные), PULLEY SET | 349701ABK |
Конуса в комплекте K310/K311(CVT) без ремня, PULLEY SET | 349701AK |
Паразитная шестерня Toyota CVT K310/K311 (37 зубьев, подшипники 58 х 29, 55 х 25) | 349712AB |
Плита управления в сборе (Гидроблок), Valve Body K310/K311/K312(CVT) | 349740 |
Крышка корпуса, Rear Cover, K310(CVT) | 349759A |
Поршень с ретейнером обрезиненные (комплект) K310/K311/K312 (CVT) на пакет сцепления форвард Piston & reteiner Forward clutch | 349960K |
Адаптер-переходник для подключения внешнего радиатора K310/K311/K312(CVT) (Взамен штатного теплообменника) | 349998 |