АКПП Toyota / Aisin U150E, U151, U151E, U250, U250E, U250E/F *341*
5-ступенчатая АКПП U250E устанавливается c 2001-го года на все популярные передне- и полно-приводные автомобили Тойоты (Camry, Avensis, Corolla, RAV4, Highlander...) и Лексус (ES240/350) с двигателями от 2.5 до 3.5 литров.
Семья U150 - более комфортная и экономичная (и дорогая) альтернатива "неубиваемым" 4-х ступенчатым АКПП U140-U240. Для еще более требовательных к переключениям владельцев Камри и Лексусов в 2007-м была выпущена 6-ти ступенчатая АКПП U660.
В США, Австралии и многих сборках Восточной Азии (Китай, Тайвань, Филиппины, Вьетнам, Таиланд) U250 ставилась даже на 3.5 литровые Камри. И в кризисные годы 2008-2009 ее устанавливали на 2.4 литровые Pontiac Vibe.
Для Лексус ES300 в 2002-м была опробована модификация U150E, которая не прошла обкатки и в том же году была значительно модифицирована. С 2003-го модификация U151E используется для разных тойотовских бестселлеров (в том числе и российских Камри). И под "девичьей фамилией" Айсин 95-51LS - для канадских Лексусов RX330 и RX350.
Для Лексусов иногда используется классификация Айсин: U250E = 95-50LS.
Конструктивно U250E\ U150E - развитие бестселлера Айсин №1: 4-х ступенчатой U140-U240 только некоторые узлы (планетарные ряды) усилены с тем, чтобы устранить слабые места предшественника. Многие запчасти для ремонта - взаимозаменяемы с U140-240.
АКПП U150, 151 - могут передавать чуть более высокий крутящий момент на низких оборотах, чем U250E.
U151F - модификация для 6-цилиндровых полноприводных авто - RAV4, Highlander, Sienna.
Масло ATF в этом поколении 5-ступенчатых АКПП в последнее время используется "несменяемое" тойотовское - WS.
В ранних версиях (до 2006 года) заливалось "полусинтетическое" масло T-IV. Объем для полной смены масла ок. 8 литров. Частичная смена - от 2.9 литра (U150) до 3.5л (U250). Под масло выполнены и настройки компьютера. Разницу в этих маслах можно почувствовать только на холодном двигателе. Масло проверяется по щупу после достижения маслом рабочей температуры.
Продавцы машин обещают, что масло и фильтр металлопластиковый с фетровой мембраной - №341010 менять не нужно. То есть, оба они доживают до капремонта. Но сроки капремонта определяются чистотой самого масла и инженеры Айсин утверждают, что норма гарантированной работы коробки до капремонта - 100-150 ткм. Дальше - бонус от Айсин, поэтому - чем чище масло, тем позже капремонт. Так что, существует рекомендация делать частичную смену масла как только оно станет слишком темным, но еще прозрачным и без мусора. А полную замену масла с заменой фильтра стоит делать когда масло стало грязным, В этом случае капремонт и "типичные болезни" откладываются до глубокой старости машины. Полную смена масла можно делать каждую вторую смену масла. Если ездить "по-тойотовски", то масло и фрикционы легко доживают до 300 ткм. А если ездить "по-опелевски", то масло становится критически грязным уже после 150 ткм. |
Буксировка автомобилей с этой коробкой: по правилам ступенчатых АКПП: "50х50" - в положении селектора - N, не быстрее 50 км\ч, не дальше, чем на 50 км. Летом максимальное расстояние стоит сократить вдвое, зимой - можно вдвое увеличить. Но надежнее - воспользоваться эвакуатором или вообще не доводить дело до этой необходимости.
Типичные ремонтные места АКПП U250E и U151E:
Подобрать ремкомплекты - нажми клавишу слева.
Капремонт U150-250 почти всегда начинается со сдачи гидротрансформатора в ремонт для замены расходников - блокировки муфты. Ремонт гидротрансформатора - № 341001.
Для капремонта этих неубиваемых автоматов обычно заказывают Комплект прокладок, Фрикционы (по отдельности 341100-341120 или комплектом 341003), чуть реже- комплект стальных дисков и комплект поршней или поршни 341963 и 341985. Часто меняют втулку насоса. Вскрытие может показать о необходимости замены узлов железа или электрики (ниже).
Мастера более осторожные предпочитают покупать более дорогие ремкомплекты прокладок и сальников от Пресижн и Транстэк 341002. Или сразу заказывают Мастеркит 341007. Почти всегда заказывают втулку насоса для замены.
Чаще заказывают Ремкомплект прокладок и сальников АТОК 341002A-AT. Ремкомплект (Оверол) берут в основном для замены изношенных колец, прокладок гидроблока и резиновых уплотнений, при горелом масле заменяют все резиновые детали коробки.
Фрикционы при полной переборке также меняют всем комплектом. Одинаково надежно работают оба варианта фрикционов оригинал\неоригинал — 341003.
Также в типичный набор расходников для переборки коробки, пришедшей в ремонт с горелым маслом входит — Комплект обрезиненных поршней (слева) - 341008. Поршни здесь заметно влияют на качество переключений.
Вскрытие может указать на необходимость замены барабана Овердрайв, или задней крышки, или насоса. Диагностика, чистка и ремонт гидроблока часто показывает необходимость замены изношенных соленоидов ШИМ, срок работы которых в грязном масле не превышает 300 ткм.
Первым в этих коробках сгорают пары фрикционов пакета Овердрайв (№341100) - стальных дисков (№341120) в барабане Overdrive. Сгоревшие стальные диски меняют часто вместе с упорными (ступенчатыми) дисками - №341140. Этот пакет - самый проблемный. Причина вызвана износом колец на суппорте крышки. Вторым по очереди (если долго ездить со сгоревшими фрикционами Овердрайв) горит пакет Direct. Причины - ниже. Часто водители так долго ездят со горящими фрикционами и маслом, что пережигают и резину поршней этих пакетов. На последнем этапе износа дело доходит и до замены "железа" - барабана сцепления (см. ниже) Комплект фрикционов 341003 заказывают также часто как и Оверол, особенно при ремонте трансмиссий со сгоревшим маслом. Комплект стальных дисков отдельно заказывают чуть реже - 341004. Из-за того, что в случае необходимости сталей - берут Полный комплект расходников "Мастеркит" - 341007. |
|
В заказах часто присутствуют сгоревшие вместе с дисками Овердрайва и оба поршня 341985 (O.Dr. Clutch) и 341963. А также стопорное кольцо 341860. Но при общем перегреве коробки предпочитают менять весь комплект (6шт) поршней 341008. |
|
Относительно ранний износ пакета Овердрайв связывают с конструкцией задней крышки (341759), которая является суппортом для этой корзины (барабана) сцепления. Это - типичное конструктивно тонкое место Тойотовской U-серии (и Маздовских FN4A-EL) АКПП с суппортом на задней крышке. И по мнению некоторых мастеров обуславливается тем, что во время действия максимального крутящего момента, дифференциал через шестерню (710) перекашивает боковой нагрузкой сам Барабан Overdrive/Direct 341555 и наружное тефлоновое кольцо 179 между задней крышкой и барабаном клинит. Износ кольца 340179 приводит к потере давления и съеданию фрикционов. Дальнейшая эксплуатация в грязном масле приводит к износу железа барабана и суппорта крышки. |
|
На последнем этапе работы с двумя изношенными кольцами суппорта сгорает весь Пакет сцепления OverDrive\ Direct в сборе, включая Барабан 341555 с Упорным диском (№341140E, который в разных модификациях имеет различную толщину от 2.8 до 3.1мм) + Поршни обрезиненные, (O.Dr. Clutch) №341963 и держатель-Ретейнер (O.Dr. Clutch) №341985. В предыдущих модификациях U140 электронный акселератор был отрегулирован чуть более щадяще для трансмиссии, не позволяя перегружать это слабое звено конструкции. Толчки и рывки при переключении 2-3 скоростей, а также задержка при включении реверса часто бывает вызвана еще и износом подшипника крышки. Бочкообразный игольчатый подшипник - №340223 износ, вибрации и разрушение которого иногда наступает даже раньше износа колец. Эта проблема свойственна как для пятиступенчатых U150 так и для 4-х ступок U140. Когда длительная эксплуатация с этими дефектами достигает критического уровня, приходится менять и саму - заднюю крышку Камри: № 341759В. |
|
Другая типичная болезнь возрастных автоматов: - сальники насоса (340070) и полуоси (340076). С ними вместе заказывают втулку насоса 330034. Симптом - подтекание масла через сальник насоса. Причинами называют вибрации из-за агрессивного вождения и\или езда со съеденным фрикционом гидротрансформатора. Длительная езда с вибрациями разбивает остальные втулки. Часто при переборке проверка втулок показывает зазоры более 100 микрон, и все нуждаются в замене комплектом — 341030. |
|
Если запустить эту проблему и продолжать так ездить дальше, то придется менять и саму крышку Насоса № 341510 с шестернями, при длительном недостатке давления и грязном масле изнашиваются поверхности. Мастера связывают проблему насоса и сгоревших сальников с износом блокировки и перегревом гидротрансформатора. Естественно, что эти болезни Айсиновской U*-серии характерны для машин с самыми мощными двигателями в линейке, или с очень большими пробегами, или с безжалостными водителями. |
|
Планетарные ряды подравнялись по надежности с соседними узлами и пока мало беспокоят хозяев по сравнению с предшественником U140-U240. Но регулировки ЕСМ (Электронный блок управления) U150 у 3.3 и 3.5 литровых двигателей позволяют перегружать АКПП и следующее слабое звено "железа" - Переднюю Планету (Forward - 341582). Эта планета взаимозаменяема с планетой U140 - 340582. Предельные крутящие моменты приводят к тому, что выкрашиваются зубья сателлитов. Стоит отметить, что большинство проблем "железа" проявляется на пробегах за 300 - 500 ткм, в прямой зависимости от мощности двигателя и правой ноги водителя. |
|
Часто приходится менять разбитую ступицу Директ с солнечной шестерней 341575. Которую разбивает буксование в грязи или в снегу. |
Электрика U250-150
Часто причиной неисправностей коробки является забитый или изношенный Гидроблок - №341740
Гидроблок U250 (341740A) в 2002-2004 годах часто не выдерживал настроек компьютера, старые (большие) соленоиды несколько не справлялись с задачами, материал гидроплиты изнашивался довольно быстро. В 2005-м году гидроблок обновили, заменив соленоиды и оставив саму гидроплиту без изменений. (Разница слева).
Из-за проблем с герметичностью пакета Овердрайв (выше) насос гонит все больше масла через соленоиды и гидроблок. От загрязненного фрикционной пылью максимального потока масла изнашиваются (и забиваются) клапана соленоидов, "проедаются" каналы клапанной плиты, что приводит к перетоку масла между линиями. Встречались проблемы с перегревом и перекосом плиты.
В замене встречаются: соленоид линейный (участвует в переключении передач - B1 2nd brake) SL1 341421CA.
или Соленоид Shift №1 (SL1) 341421E.
и два других линейных (PWM) шифт-соленоида: SL2 и SL3 341422A и
- соленоид линейного давления EPC- (SLT\ Line Pressure Control) №341428.
Для тонкого управления фрикционами в этих гидроблоков стали использовать линейные соленоиды. Конструкцию их долго подбирали и совершенствовали под каждую модификацию АКПП и модель авто. Они отличаются по годам выпуска (до 2003, до 2006 и позже) характеристиками, так и крепежом. Также компьютерщики постоянно обновляли программу ЭБУ, "прикручивая" режимы, способствующие быстрому износу узлов и корректируя работу коробки с "постаревшим маслом" и изношенными расходниками.
Соленоиды для гидроблоков U250 и U151 различаются для разных авто и подбираются по VIN-коду автомобиля.
Маленькие соленоиды - 3way имеют шариковый клапан. 3-way соленоиды имеют более долгий ресурс, но тоже меняются со всей гидроплитой. Замену гидроблоков U250 и U151 выпуска до 2004 года заказывают довольно часто.
Если не слишком перегружать АКПП форсажами и буксованием в грязи, а также каждые два-три года менять масло (с фильтром), U151- U250 может служить без капремонта столько же, сколько и сама машина. В руках осторожных водителей эта коробка почти столь же надежна и долговечна как и предшественники U240 и 140. Прочитать про режим проскальзывания муфты ГДТ, убивающий гидроблок и сам автомат - здесь.
Мануал для U150 / U250 - (рус. или англ.). "Стол-спид-тест" для семейства U150-U250 точно такой же как и для U140-240.
На каких авто устанавливалось это семейство АКПП:Примерный ассортимент запчастей для ремонта этой АКПП
Актуальную цену и наличие - можно узнать, нажав номер детали.
Полное наименование | Код нажми узнать цену |
Дефектовка и ремонт гидротрансформатора АКПП U150/ U151/ U250/U251 | 341001 |
Комплект Прокладок и Сальников без поршней U150E/ U150F/ U151E/ U151F 2002-Up (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit) | 341002A |
Комплект Прокладок и Сальников без поршней U250E 2003-2013 (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit) | 341002B |
Комплект Фрикционных Дисков, U150,2002-Up (Ремкомплект\Friction Module) | 341003A |
Комплект Фрикционных Дисков, U250, 2005-Up (Ремкомплект\Friction Module) | 341003B |
Комплект Стальных Дисков, U150 2002-Up (Ремкомплект\Friction Module) | 341004A |
Комплект Стальных Дисков, U250, 2005-Up (Ремкомплект\Friction Module) | 341004B |
Мастеркит, состоит из комплектов Фрикционных и Стальных Дисков, Прокладок и Сальников, U150/U151 2005-Up | 341007A |
Мастеркит, состоит из комплектов Фрикционных и Стальных Дисков, Прокладок и Сальников, U250 2005-Up | 341007B |
Мастеркит, состоит из комплектов Фрикционных и Стальных Дисков, Прокладок и Сальников с поршнями, U250 2005-Up | 341007BP |
Комплект обрезиненных поршней U150E/ U151E/ U151F 2002-07 (Ремкомплект\PISTONS AND RETAINER) | 341008A |
Комплект обрезиненных поршней (6шт.) U250E 2003-up (PISTONS AND RETAINER Kit) | 341008B |
Фильтр масляный U150/ U250 2002-Up | 341010 |
Комплект из 10 биметаллических втулок, U250E/ U251E, 2002-Up (Ремкомплект\Bushing Kit) | 341030B |
Фрикционный Диск, [40Tx151x1,7], U150/U250, 2001-Up (O.Dr. Clutch\Overdrive Direct\FRICTION) | 341100 |
Фрикционный Диск [40Tx157x1,52], U150/ U250, 2002-Up, (Direct Clutch\FRICTION) | 341106 |
Стальной диск [40Tx1,8x127] O.Dr. Clutch (Overdrive Direct) U150/U250 2002-up | 341120 |
Стальной диск [40Tx1,8x140,5] U150/ U250 2002-up, (Direct Clutch\STEEL) | 341126 |
Диск опорный, ступенчатый 2,5мм (40Tx127x2,5), U151/U250 Overdrive Clutch 2002-Up | 341140EA |
Диск опорный, ступенчатый 2,8мм (40Tx127x2,8), U151/U250 Overdrive Clutch 2002-Up | 341140EB |
Диск опорный, ступенчатый 3.0мм (40Tx127x3.0), U151/U250 Overdrive Clutch 2002-Up | 341140EC |
Диск опорный, ступенчатый 3,1мм (40Tx127x3,1), U151/U250 Overdrive Clutch 2002-Up | 341140ED |
Шайба скольжения обгонной муфты пластиковая с 3-мя усами, washer U250, (Forward Planet To Sprag Retainer (Plastic) \ WASHER) | 341241D |
Соленоид-Электрорегулятор включения пакетов сцеплений с чёрным разъёмом, (Шифт), U150/151/U250, 2003-Up, (Solenoid Shift №1 (SL1) \ SOLENOID) | 341421E |
Соленоид-Электрорегулятор включения пакетов сцеплений с чёрным разьёмом, (Шифт), U150/151, , 2003-Up (Solenoid Shift №2/3, (SL2/SL3) \ SOLENOID) | 341422A |
Соленоид-Электрорегулятор линейного давления, U150E/U151E/U250E ,(35290-33020),2002-07 (Solenoid EPC (Line Pressure Control) (SLT) \ SOLENOID) | 341428A |
Соленоид-Электрорегулятор линейного давления, U150E/U151E/U250E, (35290-33030/35290-45010) 2002-07 (Solenoid EPC (Line Pressure Control) (SLT) \ SOLENOID) | 341428 |
Крышка насоса с шестернями без полумесяца, (толщина шестерни 11.7 мм), U151/ U250 2002-Up (Pump Body W/Gears \ PUMP BODIES AND STATOR) | 341510 |
Ступица сцепления директ с солнечной шестернёй на 31 зуб, U151/ U250 2002-Up, (Direct Clutch With Sun Gear\Hub) | 341575 |
Плита управления в сборе (гидроблок), U150/U151E/F/U250 на автомобили Toyota, Lexus 2002-Up, (Valve Body) (НОВЫЙ, ОРИГИНАЛ) | 341740 |
Крышка корпуса АКПП задняя, U150/ U151, на автомобили Lexus RX300/330/350/HIGHLANDER, 2002-Up, (Rear Cover) | 341759A |
Крышка корпуса АКПП задняя, поставляется без подшипника, U250, на автомобиль CAMRY, 2002-Up, (Rear Cover) | 341759B |
Стопорное кольцо 163мм внешний диаметр, 1,5мм толщина, U151/U250, 2001-Up, (Snap Ring) | 341860 |
Поршень обрезиненный сцепления овердрайв, U151/ U250, 2001-Up, (Overdrive Clutch\Piston) | 341963 |
Поршень обрезиненный [163,4Х56Х43,5] со ступицей сцепления овердрайв/директ, U151F/ U250 2002-Up, (O.Dr. Clutch\Piston) | 341965C |
Поршень-держатель обрезиненный [121,5x33,85x20] сцепления овердрайв/директ, U151/U250, 2001-Up, (O.Dr. Clutch\Piston) | 341985 |