АКПП Toyota / Aisin A960E (TB-65)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Современная 6-ступенчатая АКПП продольного расположения А960Е была разработана в 2005 году Aisin Co для заднеприводных Лексусов (седаны GS300, IS250 и IS300) c двигателем 4GR-FSE в 2.5-3 литра. Работает она и на праворульных Тойотах MARK X.
Разработана на модульном принципе на базе 5-ти ступенчатой A750 параллельно с 6-ти ступкой A761, но рассчитана на меньший крутящий момент (190-300 Нм). Конкурент - ZF6HP19-21.
По классификации Aisin Co этот автомат для Лексуса могут именовать как TB-65.
Настройки компьютера А960 позволяют ей максимально быстро и практически беступенчато разгоняться. Также как и у немецкого конкурента проскальзывание фрикциона блокировки гидротрансформатора может подключаться сразу же - со 2-й передачи, если педаль газа утоплена больше половины хода.
Часто применяемый спортивный режим довольно быстро приводит к износу фрикциона гидротрансформатора и загрязнению масла. Если фрикцион поршня оказывается съеденным до железа самого поршня, то в масло попадает клеевой состав, что сразу влияет на работу клапанов гидроблока. Золотники заедают на холодную или наоборот нагорячую и не дают пружинам и соленоидам вовремя открывать каналы с маслом. Это уже влияет на износ фрикционов в пакетах и к потере тяги.
В отличии от 6НР19, у которого гидротрансформатор имеет несколько двусторонних фрикционов для режима проскальзывания, в японской коробке фрикцион по-старому одинарный и наклеен на поршень, что заставляет следить за его износом и при подозрениях на отсутствие блокировки гидротрансформатора вовремя делать диагностику и менять расходники.
![]() Масло ATF для возрастных автоматов рекомендуется проверять на прозрачность каждые 50 ткм, а после 100 ткм произвести частичную смену масла (срок первой смены - в зависимости от агрессивности вождения и езды с пробуксовкой), а затем - по мере загрязнения масла. Электроника этой коробки довольно тонко настроена и чувствительна к уровню масла. Смена масла требует знания специфики и опыта. Для контроля за уровнем и качеством масла доливают 200-400 мл масла в заливное отверстие (слева) и затем при заведенном двигателе открывают переливную пробку в поддоне при температуре ATF от 45º до 55ºC, позволяя вытечь лишнему маслу, которое затем тестируют на содержание взвеси, запах и прозрачность. Фильтр масла — тонкой очистки с двойной фетровой мембраной. Эффективно служит первые годы молодой коробки и экономные владельцы меняют его каждую вторую частичную замену масла, осторожные мастера - с каждой сменой масла. |

Типичный капремонт АКПП А960Е:
В наличии три примерно равнозначных по качеству\цене и комплектации ремкомплекта - Оригинал, Пресижн и АТОК. В основном заказывают - АТОК. После сгорания фрикционов меняются все фрикционы и резиновые уплотнения. Грязное масло, приводит к износу тефлоновых колец, которые изготовлены с микронными допусками и при незаметном износе начинают травить масло, как прорванная дамба водохранилища. |
![]() |
- Комплект Фрикционов, (№339003), который меняют в большинстве случаев, так как при сгорании стальных дисков Директа масло загрязняется тугоплавкими смолами от клеевого слоя фрикционов и переключения старых фрикционов, пропитанных таким маслом становятся "неидеальными". - Комплект стальных дисков №339004, которые вместе с фрикционными дисками № 339003 и Ремкомплектом прокладок № 390002 - составляют полный Ремкомплект - МастерКит: - 339007. С мастеркитом обычно в комплекте идут — фильтр масла, втулка насоса. А вскрытие и диагностика может показать необходимость замены соленоидов или планетарного ряда. |
![]() |
Хотя стоимость фрикционов этих 2-х пакетов по отдельности не сильно отличается от стоимости полного комплекта фрикционов. К тому же часто вместе с Директом и Реверсом приходится менять и подгоревшие фрикционы пакета Форвард С1. Полная и внимательная замена расходников в этой неубиваемой коробке дает ей еще до 70% дополнительного ресурса до капремонта. |
![]() |
- Прокладка поддона (339300) заказывается при каждой смене масла и снятии поддона для замены фильтра.
Типичная проблема, к которой могут привести вибрации от съеденного фрикциона блокировки муфты - разбивает сальник насоса и саму втулку насоса - №344034. Об этом вовремя сигнализирует начинающий подтекать сальник насоса-гидротрансформатора - №340070. |
![]() |
Машина иногда успевает придти в капремонт до того как сгорят остальные пакеты фрикционов с упорными дисками и от недостатка смазки не разобьет втулку передней Планеты (339582). На машинах с максимальным по крутящему моменту двигателями Передний планетарный ряд 339582 с 6-ю сателлитами - самое узкое место "железа", которое проявляется при длительном оттягивании переборки. |
![]() |
Средний ремонт который ожидается реже - со снятием и ремонтом гидроблока, что потребует долить ок. 2.2 литра масла. И капитальный ремонт с демонтажом и ремонтом гидротрансформатора. Но этот случай по замыслу конструкторов совмещается с заменой фрикционов и полной сменой масла.Минимальный ремонт (по замыслу конструкторов Айсин) включал бы в себя снятие поддона без дорогостоящего демонтажа АКПП и чистку-замену соленоидов с фильтром. Для этого понадобится всего несколько часов времени и около 1 литра масла на долив.
Но часто водитель не успевает заметить проблему работы забитого гидроблока и от недостатка давления горят фрикционы пакетов Директ и Реверс. Опорный диск для пакета Реверс слабоват (2.9мм) и его тоже часто меняют.

"Слабым" местом №2 этой уникальной трансмиссии можно назвать только "тонкокожую" электрику, испытывающую экстремальные нагрузки из-за спортивных режимов работы современных машин, для охлаждения которых нормой стали 130 - 140 градусов, что приводит к загрязнению и износу соленоидов и клапанов плиты.
С этой детской болезнью сражаются японские инженеры и здесь им в последние годы удалось добиться увеличения ресурса гидроблока до заветных 200 ткм, но теперь проблемы износа переместились в конструкцию соленоидов, которые для этой АКПП стали расходным материалом и основной причиной недостаточного давления в пакетах.

Типичное слабое место - узел маслонасоса с подтекающим сальником 339070 и если запустить эту проблему - с втулкой насоса (344034). Дальнейшая езда без своевременного ремонта гидротрансформатора приводит к потере самого насоса. Это часто сопровождается износом соленоида блокировки гидротрансформатора:

Электрика А960
Типичный капремонт возрастной АКПП А960 - меняют комплект линейных соленоидов-электрорегуляторов:
- №339425, (LockUp, SLU, соленоид блокировки гидротрансформатора)
- №339431, ( SL1, SL2) - 2 шт. соленоиды качества переключения сцеплений.
- №339435, (SLT LPC, соленоид регуляции линейного давления)

Эти 4 соленоида конструктивно гораздо более сложны и сильнее нагружены, чем 3-way соленоиды-клапана (остальные 5 шт на гидроплите). Если долго ездить с проблемой соленоидов и плиты, то начинают подгорать диски пакета Директ.
Подобные плунжеры-золотники работают и в самой конструкции плиты. Именно из-за раннего износа плунжеров и тела плиты и случались проблемы с предыдущими поколениями гидроблоков, которые так сильно подпортили имидж Айсин с AW55-50.


И теперь проблемы раннего износа переместились из неремонтопригодной гидроплиты в конструкцию легко заменяемых соленоидов.
Подбор соленоидов для А960 производят по VIN-коду автомобиля.
Особенностью этой почти идеальной 6-ти ступенчатой АКПП стало то, что водитель не получает заметных сигналов о том, что пора менять износившиеся расходники - фрикцион гидротрансформатора и соленоиды, которые не выдерживают агрессивных разгонов с "режимом проскальзывания" муфты гидротрансформатора. А здесь, в отличии от неубиваемых Тойот, активно используется режим проскальзывания гидротрансформатора. Уже начиная со второй скорости, (так же как и у европейского конкурента ZF6HP19). И этот режим разгона, включается тем интенсивнее, чем сильнее вдавливает педаль акселератора водитель. Это дает и потрясающую динамику разгона и даже уменьшает расход топлива. К сожалению убивая при этом фрикцион гидротрансформатора и через загрязненное масло - соленоиды и гидроблок.
Трудно решиться резать гидротрансформатор только потому что масло стало быстро загрязняться. Но если не ремонтировать вовремя гидротрансформатор, то довольно быстро можно "убить" сначала соленоиды с фрикционами, а позже и сам гидроблок.
Конструкцию этих соленоидов - смотри таблицу слева. О конструктивных различиях между соленоидами "оn-off", "3-way" и "PWM" можно почитать здесь.
Мануал более подробно можно посмотреть здесь. Стоимость и наличие необходимых Вам позиций можно проверить в интернет-магазине, нажав для поиска детали номер на оранжевом фоне.
На каких авто устанавливалось это семейство АКПП:
Примерный ассортимент запчастей для ремонта этой АКПП
Актуальную цену и наличие - можно узнать, нажав номер детали.Полное наименование | # детали |
Комплект Прокладок и Сальников (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit), A960E Без поршней LEXUS GS300 2006-Up | 339002A |
Комплект Фрикционов, A960E LEXUS 2006-On | 339003 |
Комплект стальных дисков, A960E LEXUS 2006-On | 339004 |
Комплект прокладок, всех фрикционов и сталей. Master Kit. A960E LEXUS GS300 2006-Up | 339007 |
Фильтр, A960E LEXUS | 339010 |
Фрикционный Диск, A960E Brake #3, (Intermediate), [36Tx1.88x151,13] 2006-On | 339104 |
Фрикционный Диск, A960E Direct [ 36T x 1.5 x 151,69 ] 2006-On | 339106 |
Фрикционный Диск A960E Forward [ 30T x 1.5 x 107,9 ] 2006-On | 339108 |
Фрикционный Диск A960E Reverse [ 40T x 1.5 x 151,76 ] 2006-On | 339110 |
Фрикционный Диск A960E Overdrive (Brake #2) [ 35T x 1.55 x 123,44 ] 2006-On | 339112 |
Фрикционный диск, Friction plate, coast (C4), A960E, [30Tx1.5x102,69], 2006-On | 339116 |
Стальной диск, A960E Brake#3, (Intermediate) [16Tx2.0x118,87], 2006-On | 339124 |
Стальной диск, A960E Steel plate, direct, [24Tx1.8x139,24] 2006-On | 339126 |
Стальной диск, A960E Forward [ 24T x 1.8 x 93,73 ] 2006-On | 339128 |
Стальной диск, A960E Reverse [ 24T x 2.4 x 137,28 ] 2006-On | 339130 |
Стальной диск, A960E Overdrive (Brake #2) [ 13T x 2.0 x 103,94 ] 2006-On | 339132 |
Стальной диск, A960E C4 (Coast) Clutch [24Tx1.8x90,07] 2006-On | 339136 |
Диск Упорный, Pressure Plate, A960E C2 Clutch, (3,3mm), 2006-On, OEM | 339146A |
Диск Упорный, Pressure Plate, A960E C2 Clutch, (3,6mm), 2006-On, OEM | 339146B |
Диск Упорный, Pressure Plate, A960E B2 Clutch, Backing (2,7mm), 2006-On, OEM | 339152 |
Диск Упорный, Pressure Plate, A960E B2 Clutch, Backing (4,6mm), 2006-On, OEM | 339153A |
Комплект вошеров, WSH A960E KIT | 339200 |
Прокладка поддона , Gasket A960E Pan | 339300 |
Соленоид-Электрорегулятор включения пакетов сцеплений (Шифт), Solenoid Shift (SR), A960/A760/AB60E - Обязательно подбирать по VIN-коду, OEM | 339421 |
Соленоид-Электрорегулятор, Solenoid L/U(SLU), A960/AB60E/F/A750 2007-Up | 339425 |
Соленоид-Электрорегулятор включения пакетов сцеплений S2 и S4 (Шифт), Solenoid Shift S2 S4, Для акпп A960/A760/AB60E сцепление S4; AB60F сцепление S2 - Обязательно подбирать по VIN-коду, 2003-Up | 339426 |
Соленоид-Электрорегулятор включения пакетов сцеплений, стоят 2шт на плите (Шифт), Solenoid Shift SL2/SL1 CLT CONTROL, A960/AB60E/F - Обязательно подбирать по VIN-коду, 2006-Up | 339431 |
Соленоид-Электрорегулятор линейного давления, Solenoid LINE PRESSURE CONTROL (SLT), A960/AB60E/F/A750 - Обязательно подбирать по VIN-коду, 2006-Up | 339435 |
Крышка масляного насоса БЕЗ шестерней, Pump A960E Cover wо/gears, OEM | 339510 |